"Конституция Украины предусматривает продление полномочий, но только Рады, о продлении полномочий президента в конституции Украины ничего не сказано. Первое. Второе: действительно, закон Украины о правовом статусе, правовом положении, о военном положении говорит о том, что в период военного положения выборы президента не проводятся, но это не значит, что они пролонгируются. Они не проводятся, но кто сказал, что они должны быть пролонгированы? Об этом в конституции ничего нет", – сказал Путин.
В случае невозможности президентом исполнять свои обязанности его полномочия передаются спикеру Верховной рады. Вот он – Руслан Стефанчук, специалист по похудению. По его словам, перепробовал все, но остается в своем весе – 180, в спорте это называется супертяж. От положенной ему президентской власти Стефанчук отказывается, хотя закон на его стороне.
"Дело ведь в чем? Дело в том, что по своей сути украинская государственность основана на идее не президентской республики, а на идее парламентско-президентской республики, и основные рычаги власти сосредотачиваются в представительном органе государства, – пояснил Путин. – Поэтому вполне логично, что так выстроена сама конституция и другие правовые акты, которые принимались на ее основе. Поэтому, строго говоря, по предварительной оценке, – я говорю только по предварительной оценке, – единственной легитимной властью остается парламент и спикер Рады. А так, по большому счету, если бы хотели провести президентские выборы, надо было бы отменить тогда закон о военном положении, вот и все, и провести выборы. Но не захотели этого делать по ряду обстоятельств".
Вообще, интрига есть. Путин считает, что нелегитимный Зеленский – это некая уловка кукловодов: "Но, я думаю (это уже не связано никак с конституцией), что, может быть, задумка сегодняшних хозяев Украины, а они находятся за океаном, заключается в том, чтобы возложить на действующую сегодня исполнительную власть бремя принятия всех непопулярных решений, в том числе и принятие еще одного решения по дальнейшему понижению призывного возраста. Было 27, сейчас 25, следующий этап может быть 23 или сразу 18 лет. И после принятия этого и других непопулярных решений действующих сегодня как бы представителей исполнительной власти, я думаю, заменят на людей, на плечах которых не будет этой ответственности за принятые непопулярные в народе решения. Их просто – чик, поменяют, и все. Если задумка в этом, то в принципе тогда логика понятна. Посмотрим, что будет происходить дальше".
Но как долго может продолжаться это самозванство Зеленского? С таким вопросом мы обратились к Искандеру Хисамову – главному редактору интернет-ресурса "Украина.Ру", в прошлом – издателю украинской версии журнала "Эксперт". Итак, про самозванство.
"Когда ситуация начнет ухудшаться, и рейтинг Зеленского будет снижаться еще больше, если будет накапливаться народное недовольство, то возникнут как раз эти вещи. Тогда это ружье со стены снимут и пальнут по нему", – сказал Хисамов.
Впрочем, на Украине уже в обществе настроение тяжелое. Население бандеровцами взято в заложники, а вроде как смиренность – не более, чем стокгольмский синдром, когда жертва и захвативший ее террорист становятся в какой-то момент заодно.
"Конечно, настроение там очень тяжелое, – рассказывает Хисамов. – Я знаю это не только из публичных источников, у меня жена с Украины, и у нее там родственники, сестры, тетки и так далее. Она разговаривает с ними каждый день, и подруги тоже. Они рассказывают, как их мужья прячутся, не знают, что делать с бизнесом, не знают, куда уехать. Это уже очень массово. Просто этот режим сейчас отменил демократию, отменил общественные протесты, и выборы, и прочие вещи, и им некуда податься. Если бы сейчас поднялась какая-нибудь избирательная компания, возникли бы какие-то другие претенденты, они бы оседлали эти настроения и начали работать против Зеленского. Поэтому он выборы и не проводит".
А не проводить – не имеет права. Понятно, что не проводят, как бы ссылаясь на закон о военном положении, который вообще-то сам по себе незаконный и не может отменять положения Конституции.
"Я был членом конституционной комиссии Украины и автором целого ряда текстов конституции с первого дня создания комиссии до принятия Конституции в июне 1996 года, – говорит историк и публицист Дмитрий Табачник, в прошлом – украинский политик, член правительства, депутат Рады, сторонник Виктора Януковича. – Хочу подчеркнуть, сама конституция Украины действующая провозглашает, что конституция является законом прямого действия, то есть нормы конституции не подлежат разъяснению в других законах. Право имеет только Конституционный суд в случае спорных вопросов. Так вот, конституция Украины четко определяет хронологические рамки полномочий президента. Она четко их очерчивает – 5 лет. По истечении 5 лет, если не прошли выборы президента, естественно, президент как институт, а не только как физическое лицо, утрачивает свою легитимность. В соответствии с нормами конституции Украины мы можем констатировать тот печальный факт, что господин Зеленский является нелегитимным президентом, но, кроме того, утрачивает легитимность и вся вертикаль президентской власти. Президент по Конституции назначает глав районных и областных администраций, а во время военного положения также глав военно-гражданских администраций, как областного, так и районного, и городского уровня. Вся эта структура становится нелегитимной, что, в общем, подчеркнул и президент России Владимир Владимирович Путин, когда заявил, что Зеленский утратил легитимность".
То есть, внимание – в "недемократичной" России губернаторов избирают, а в "демократичной" Украине областных начальников назначает своим указом президент. С утратой президентом легитимности "летит" и вся президентская вертикаль на Украине. То есть речь идет не просто о нелегитимности на своем посту какого-то одного человека, например, Зеленского, а о нелегитимности действующей государственной конструкции на Украине.