
Киевский режим при поддержке европейцев пытается выторговать для себя более выгодные условия мирного договора. Однако пространства для маневра все меньше. О том, как ситуация на фронте и в экономике рушит украинские планы, – в материале РИА Новости.
Дела военные
Положение украинской армии на фронте крайне сложное. Накануне российские войска освободили Красноармейск. Его город-спутник Димитров окружен, его треть под контролем российских войск. Главком Сырский в попытках деблокировать агломерацию не жалел резервов – попытки прорвать кольцо предпринимаются каждый день. Пока результат один: тяжелые потери как линейных частей украинской армии, так и Сил специальных операций и элитных подразделений ГУР. Высадка вертолетного десанта, спланированная лично Будановым*, как известно, с треском провалилась.
"Конкретной задачи не было. <...> Просто было сказано: высадка с вертолета, <...> и туда вам двигаться. Все", – сообщил попавший в плен участник операции с позывным Шахун. По его словам, 11-12 его сослуживцев были ранены или уничтожены сразу же. Ему самому ударом дрона повредило ногу и оторвало пальцы.
Более того, десант открыл огонь по украинским же солдатам – их не предупредили, чьи это позиции.
Концентрация усилий на этой агломерации, куда идет подавляющее большинство резервов ВСУ, сказывается на других участках фронта.
В Харьковской области полностью освободили Волчанск в северной части региона и Купянск – на востоке. При этом под угрозой окружения оказались части ВСУ на левобережье Оскола. Там, как говорил Владимир Путин, заблокированы 15 батальонов противника.
Не менее проблемные для киевского режима Северск и Константиновка. После завершения боев за Серебрянское лесничество, продолжавшихся с 2022-го, российские войска набрали темп и взяли Северск в полукольцо, фактически отрезав город от логистики. Константиновка – южный форпост украинской линии обороны, включающей в себя Дружковку, Славянск и Краматорск. По сообщениям Минобороны России, штурмовики группировки войск "Юг" вплотную подошли к городу. Успех в Константиновке и Северске позволит с двух сторон приблизиться к Славянско-Краматорской агломерации.
А динамика продвижения группировки войск "Восток" в Запорожской и Днепропетровской областях и вовсе рискует обернуться катастрофой для Киева. Всего три недели назад "Дальневосточный экспресс" освободил Успеновку, преодолев линию обороны по реке Ямчур, и уже подошел к Гуляйполю.
Причем даже в ВСУ – пусть и витиевато – признают: отдельные украинские части под напором российских штурмовиков беспорядочно отступают.
"Одно из подразделений покинуло закрепленные позиции без предварительного согласования, что привело к открытию фланга, куда смогли зайти российские силы", – сказал спикер Сил обороны юга Владислав Волошин в комментарии украинским СМИ.
Причем Гуляйполем продвижение не ограничивается – группировка наступает широким фронтом в обеих областях.
Кризис дезертирства
Одна из ключевых причин проблем ВСУ – нехватка солдат на передовой.
"Каждые две минуты из нашей армии убегает человек. Пока вы дочитаете этот пост, на лыжи встанет еще один боец", – обратился к украинцам в Facebook** бывший депутат Верховной рады и действующий военнослужащий ВСУ Игорь Луценко.
В октябре Генпрокуратура возбудила 21 602 уголовных дела в связи с дезертирством и СОЧ. Если до сентября 2024-го было 59 606 дел по СОЧ и 29 521 по дезертирам, то с тех пор общее число бежавших из частей выросло более чем на 220 тысяч.
Сбегают около 700 человек в день – полнокровный батальон.
Но сейчас, по словам пленных, батальон ВСУ – это порой сотня-полторы штыков.
Триста тысяч дезертиров – официальные данные. На деле же украинские офицеры нередко просто берут деньги со сбежавших солдат.
Не помогает и "бусификация". В Киеве утверждают, что призывают по 30 тысяч человек в месяц. Но и тут есть нюансы.
"В прошлом месяце потерь было 47,5 тысячи, а набрали по насильственной мобилизации 16,5 тысячи и еще около 15 тысяч вернули из госпиталей. Добавьте к этому дезертиров – их очень много", – отмечал Путин.
Сложности с пополнением даже у наиболее популярных подразделений. В частности, во вторник командующий Силами беспилотных систем ВСУ Роберт Мадьяр Бровди опубликовал статистику. С 30 октября на 15 тысяч вакансий он получил десять тысяч заявок. И лишь 3493 от гражданских, остальные – это либо военнослужащие других родов войск, либо дезертиры.
Денег нет
В экономике ситуация не лучше. МВФ прогнозирует на 2026-2029 годы дефицит бюджета в 136,5 миллиарда долларов. На 2026-2027 годы – 63 миллиарда.
На фоне сокращения поддержки из США основное бремя спонсорства киевского режима легло на плечи европейцев. Срочно ищут деньги. Очень хотят конфисковать замороженные российские активы.
Более 200 миллиардов евро находится в ЕС, в основном на счетах бельгийской Euroclear – одного из крупнейших в мире депозитариев. Однако власти Бельгии против конфискации.
"Неспособность найти четкий способ финансовой поддержки Украины до сих пор – не вина Бельгии, а результат упрямства ЕС, настаивающего на использовании российских активов и не осознающего связанных с этим рисков", – заявил на днях министр иностранных дел Максим Прево.
Закон о бюджете Украины на 2026 год предусматривает расходы на уровне 116 миллиардов долларов, доходы – 68,6 миллиарда. Дефицит – 18,4 процента ВВП, максимум с 2022-го.
Удары по энергетике
Регулярные удары по предприятиям украинского ВПК, энергосистеме и ключевым транспортным узлам наносят прямой ущерб процессу вооружения противника. ВСУ сильно зависят от небольших производств дронов, которые часто получают электроэнергию от обычных городских подстанций. В отличие от крупных заводов, они не могут обеспечить себе отдельное энергопитание, и постоянные отключения электричества тормозят изготовление ключевых компонентов.
"Нет электроэнергии – нет производственных мощностей Украины. Не собираются дроны DeepStrike, не собираются FPV-дроны. Мы же понимаем: это 3D-принтеры, оно там печатается, нет комплектующих – и проседают фронты", – говорил еще в октябре украинский военный эксперт Иван Ступак.
Власти признают: зимой возможен полноценный блэкаут.
Киев сейчас стоит перед выбором: либо принимать тяжелые условия мирного плана США, либо рискнуть и продолжить боевые действия. С неясными для себя последствиями сразу на нескольких фронтах: военном, экономическом, энергетическом и политическом. И ухудшение положения на любом из них может привести к тому, что следующая мирная инициатива потребует еще больших уступок от Украины.
* Внесен в России в список террористов и экстремистов.
** Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.
